Библиотека
Наш баннер
BS

К сожалению, для того, чтобы понимать, как действительно проводились Круги сотни лет назад на родном Присуде, приходится отталкиваться от противного. К сожалению, в том, что сейчас называют казачьими традициями за время «возрождения» оказалось столько наносного, столько придуманного и заимствованного глупости, а порой и из корысти, что сначала нужно расчистить всё от этого «мусора». И лишь тогда станет видна подлинная традиция.

Побывав с 1990 года на многих Кругах казаков, в разных регионах России, казачий историк А. Ветров с прискорбием заметил, что форма проведения этих Кругов в настоящее время имеет мало общего с традициями проведения казачьих Кругов принятых у казаков издавна. Привнесение в правила проведения Кругов совершенно чуждых ему положений-установок, прежде всего, упирается в разработки известного казачьего «идеолога», Бориса Алмазова, со товарищи. За внедрением « нужных» установок в традиции проведения казачьих Кругов отчетливо прослеживается и рука заказчика, предусмотрительно скорректировавшего, в нужном для себя направлении, искажения традиций проведения казачьих Кругов. Рука «заказчика» чувствуется и в создании ложных центров и в определении ложных целей и задач казачьего движения и многом другом.

Перед началом общего повествования, была приведена общая база источников, на которые мы будем опираться. Оставим пустословие «казачьим идеологам» и их многочисленным последователям.

Ни в одном из перечисленных источников — ни слова об обязательном участии в круге священников, совета стариков и уж, тем более, пресловутого «есаульца»!.. В XIX веке Войсковой круг избирал одновременно и войскового атамана, и войскового есаула. Последний, видимо, исполнял должность, как мы теперь говорим, «начальника штаба» или «товарища атамана». Он-то, войсковой (или дежурный) есаул, и проводил Круг, обеспечивая порядок (в понимании отсутствия мордобоя и смертоубийства).

1) Об обязательном присутствии священника

Ни о каком священнике с его широкими полномочиями нет даже упоминания в текстах Е.П.Савельева и Г.В.Губарева. Более того, мы знаем из многих других исторических источников о том, что священников вообще не допускали па круги. Мы также знаем, что некогда казачьи круги избирали не только казачьих начальников, но и священников, и даже епископов.

Войсковая «изба» и священник обычно составляли договор («запись»), в котором и перечислялись права и обязанности каждой из сторон. Особо подчеркивалось, что верующие в «случае недовольства» имеют право «прогнать» старого и пригласить нового церковнослужителя, не обращаясь за разрешением к епископу или митрополиту. Такое зависимое от Войска положение «священных чинов» не могло не вызывать резкого возражения со стороны духовного руководства. Но, не желая ссориться с общиной, оно вынуждено было считаться с ее законами» («Православный Уральск». Ульяновск, 2002 г.). В «Исторических очерках Дона» в главе «Государственное устройство Донского Войска в конце XVI и в начале XVII веков» П.Н. Краснов писал:

«Духовенство не допускалось на Круг. Церковь Божия не от мира сего. Это отлично понимали казаки и считали, что дела мирские не касаются служителей Бога» (стр.39).

Священник мог оказаться на Круге при том простом случае, если он казачьего происхождения. Как казак станицы или хутора, он имеет на Кругу ровно те же права, что и другие казаки. Священника неказачьего происхождения на Круг могли пригласить (хотя обычно не приглашали), если на Кругу будет решаться какой то духовный вопрос (например, о строительстве церкви) или же вопрос, касающийся лично священника.

2) Совет стариков

Особо обратим здесь внимание на так называемых подписных стариков. Это, видимо, древний аналог нынешних «советов стариков». Так вот, по Краснову — «Подписных стариков» выбирают десять человек, тоже наиболее уважаемых и ревностных казаков. На их обязанности:

в случае нападения на станицу скакать в степь, скликать казаков «в станицу… в осаду»; мирить ссорящихся; по общим делам брать штрафы на выпивку; вести очередь нарядов в караулы; для провода служилых людей; в посыльные в Главное Войско, в Раздоры или в Монастырский городок; объявлять Кругу о преступлениях, совершенных казаками, и ожидать от Круга приговора».

Как видим, атаман Краснов тоже не видел особых полномочий у подписных стариков, а уж тем более какого-то «права вето» на решения Круга. Конечно, на станичных и хуторских Кругах к мнению стариков всегда прислушивались, но правом «Вето» их никто никогда не наделял. Правом «Вето» обладала лишь высшая инстанция – собственно сам Круг казаков, при этом слово « вето» в казачьем лексиконе не использовалось вообще.

3) Есаулец

Необходимо сказать, что за обеспечением порядка на Кругах казаков отвечали не мифические «есаульцы», а вполне реальные дежурные есаулы (один или два, по необходимости) и помогавшие им казаки-приставы.Какие же функции выполняли на Кругах дежурные есаулы? Есаул (ясаул) – помимо созвучного чина, у казаков была должность есаула – как заместителя атамана. Войсковой есаул – заместитель войскового атамана, полковой есаул – заместитель полкового атамана и так далее. На период проведения Кругов, для наблюдения за дисциплиной и порядком назначали авторитетных старшин, и постепенно за ними закрепилось выполнение определенных функций на Кругах. Учитывая, что среди казаков, или выборных могло быть много есаулов, то тех из них кого назначали наблюдать за дисциплиной и порядком стали называть дежурными есаулами. Да и слово это подходящее – произошло от слова яса (закон). Так что в первоначальном значении слово есаул (ясаул) означало следящий за соблюдением ясы (закона).

Положение «о есаульцах» разрабатывал к Большому Кругу казаков в Москве от 28- 30 июня 1990 года Борис Алмазов и разрабатывал под себя. Посчитав, что прав дежурного есаула ему недостаточно, он придумал должность «есаульца» и наделил ее такими широкими полномочиями, каких у дежурных есаулов никогда не было и быть не могло. И конечно он сделал себя самой важной, самой главной персоной на Круге, подменившей собой старшину Большого Круга. Но дежурные есаулы никогда не являлись главными распорядителями казачьих Кругов. Никогда дежурные есаулы не стояли над Кругами казаков и никогда нагайками рты выборным старшинам и казакам не затыкали. То, что Борис Алмазов в 1990 году на Большом Круге казаков нагайкой диктовал свою волю Кругу, а затем, его, копируя, тоже стали делать и многочисленные «есаульцы» на Кругах по всей России у казаков называется хамством или полнейшим забвением традиций демократии казачьего Круга. Высшая власть у казаков принадлежит Кругу и только Кругу, а в период между Кругами – атаману, а не нагайке мифического «есаульца».

Есаульцами же у казаков назывались подростки-казаки (посыльные) помогавшие дежурным есаулам на Кругах и которых посвящали или приобщали к традициям проведения казачьих Кругов.

КОМУ И ДЛЯ ЧЕГО БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ИСКАЖЕНИЯ В ТРАДИЦИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ КАЗАЧЬИХ КРУГОВ И КАЗАЧЬЕГО ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА? Ответ прост. Для кукловодов, которые курировали сектор казачьего движения в широком спектре общественно-политического движения России. Ничего случайного здесь нет. По традиции казачьих Кругов, на период их работы – ни чины, ни награды, ни должности казаков не играли и не играют ни какой роли.. И атаман, и генерал, и священник, имеют прав на Круге не больше чем любые другие, такие же как и они выборные казаки. И только все вместе, на период проведения Круга, они получают высшую власть. Как же в этом случае можно контролировать проведение Кругов и направлять в нужное русло принимаемые на них решения? После того, как указанные выше «идеологи» провели заданную кукловодами программу, им и не нужно стало контролировать всех выборных казаков. Достаточно стало контролировать, три ключевые фигуры и можно было манипулировать деятельностью Кругов в нужном для себя направлении. Кто же является этими ключевыми фигурами на современных казачьих Кругах? 1. «Есаулец» Круга. — Только он предоставляет слово выборным казакам. Только он решает, о чем, и сколько будут говорить – штатный оратор или выступающий казак. И только он может решить – оставить на Круге любого выборного казака, или под благовидным предлогом удалить его с Круга. 2. «Духовник» Круга. – Ему предоставили брать слово для выступления, когда ему заблагорассудится, без разрешения выборных казаков или дежурного есаула. Если его, что-либо не устраивало в деятельности Круга, то он просто уходил с него, и тогда якобы все принятые на Круге решения объявлялись незаконными, недействительными. 3. Старейшина Совета стариков Круга. – За Советом стариков закрепили право брать слово без разрешения выборных казаков или дежурного есаула и право «вето» на любые решения Круга. Из выше сказанного видно, что грубейшим образом нарушен принцип равноправия всех выборных казаков на Круге и в привилегированное положение поставлены: «есаулец», «духовник (священник)» и Совет стариков. Они получили право манипулировать Кругом и диктовать свою волю институту являющемуся высшей властью казаков, то есть самому казачьему Кругу. И при этом никто из них абсолютно ни за что не отвечает. Налицо пресловутые ножницы: максимум власти, при минимуме ответственности.

Источник: Лейбъ — Атаманецъ (сайт Балтийского Союза Казаков СКР)

Наши партнеры
BS