Высшая власть у казаков принадлежит – всем совершеннолетним мужчинам общины то есть — Кругу казаков. А если это были Круги крупных по численности станиц или Круги более высокого уровня – то выборным старшинам и казакам этого Круга. В рамках Круга никогда не существовало каких-либо иных институтов управления кроме самого Круга казаков. Отсюда любой присутствующий на Круге — старик, священник, старшина, есаул, есаульцы и пристава, ни при каких обстоятельствах не могли быть выше Круга. Они были частью Круга и подчинялись всем законам его. По казачьим традициям ни казак, ни гость, ни священник, ни любой другой человек, пришедший или допущенный на Круг не могли самовольно покинуть Круг, кроме как с разрешения казаков Круга и по уважительной причине.
Так кто же обязан был присутствовать на Круге?
Обратим внимание: ст. 547 Донского «Положения…» прямо определяет состав станичного сбора (круга): «Станичный Сбор составляется из Станичного Атамана, его Помощников, а где таковых нет, его Кандидатов, Хуторских Атаманов, Судей, Казначея и казаков-домохозяев».А вот что говорит Закон Уральского «Положения…»: (ст. 13.) Решения Станичного Схода признаются действительными, когда на нем были: Станичный Атаман или заступающий его место и не менее двух третей всех выборных, имеющих право участвовать на Сходе». Точно тоже говорит ст. 558 Донского закона. Требования по присутствию на Кругах более высокого уровня отличались, но принцип один — полное равенство всех казаков на Кругу и перед Кругом.
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА: 1) «Круг» из «Казачьего словаря-справочника», изданного в 1966 году в эмиграции и несколько раз переизданного в России. Составитель словаря, Георгий Витальевич Губарев, родился в 1894 году в ст. Елизаветинской, подъесаул, исследователь казачьей древности, участник борьбы за Дон. В 1920 году ушел в эмиграцию, где опубликовал десятки очерков по казачьей истории. Что важно, Губарев не только ученый историк, но — участник и свидетель последних Войсковых кругов па Дону в 1917-20 гг., Традиция проведения которых была восстановлена после двухвекового (с 1721 г.) перерыва.
2) «Войсковой круг на Дону как народоправление» (1908 г.) Е.П.Савельева. Историк писал свои работы в начале 20 века и сам был участником донских станичных и хуторских кругов (сборов). Это подлинные свидетельства, на которые мы и должны опираться, а не на современные фантазии. Приведу здесь приложение к книге Е.П.Савельева «Войсковой круг на Дону»(1908 г.) — «Казачий круг в 17 веке (по описанию современника-иностранца)»:
3) «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск», принятое в 1835 году с подачи атаманов Платова и Денисова. В нем, понятно, не могло быть статьи о Войсковом круге — зато подробно законодательно закреплен порядок проведения станичных и хуторских сборов на Дону, сходов (кругов) на Яике.
4) «Исторические очерки Дона» Атамана Войска Донского П.Н.Краснова , изданная стараниями К.Н. Хохулыжкова и В.А.Быкадорова в 2000 г. (П.Н.Краснов. «Казаки и русская смута», Р/Д, 2000 г.)
Источник: Лейбъ — Атаманецъ (сайт Балтийского Союза Казаков СКР)